24 мая 2019 года судостроительный завод "Лотос" спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD "Петр Великий" (строительный номер 25800) на 310 пассажиров.
Спуск судна проекта PV300VD осуществлялся с помощью косякового трансбордера наклонного слипа ОАО ССЗ "Лотос" со 40-метровым свесом носовой части корпуса.
Судно строится по заказу лизинговой компании "Машпромлизинг" для Московского речного пароходства.
Среди ключевых поставщиков судового оборудования - традиционно компания "Диалог-Техника" из Санкт-Петербурга.
Проект PV300VD разработан в 2010-2015 годах Морским Инженерным Бюро по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" (государственный заказчик - координатор программы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).
Существующие отечественные круизные суда не могут эксплуатироваться на международных линиях. При проектировании и строительстве таких судов не выполнялись требования международных конвенций, что не позволяет получить на такие суда международные свидетельства, подтверждающие возможность эксплуатации и перевозки пассажиров.
Существующий морской круизный флот, рассчитан, как правило, на дальние переходы с заходами в морские порты различных прибрежных государств. Размеры таких судов учитывают возможность подхода к акваториям морских портов и швартовки у существующих морских причалов, но не позволяют заходить в устьевые речные порты и, тем более, перемещаться по внутренним водным путям России.
Сегодняшние реалии отечественного туризма таковы, что к любимым речным круизам "въездных" туристов из США, Германии, Австралии по маршруту Москва - Санкт-Петербург, добавились "частично морские" линии Москва - Севастополь, Москва - Сочи, "круговой" круиз по Каспийском морю, которые более интересны для "внутреннего" путешественника. Как показывают переговоры Московского речного пароходства, каспийский круиз привлекает не только граждан прикаспийских стран (Ирана, Азербайджана, Казахстана), но и туристов из США, Австралии, Европы и Китая.
Судно нового концепта PV300VD имеет следующие основные характеристики:
- длина габаритная - 141 м;
- длина между перпендикулярами - 135,36 м; ширина габаритная - 16,82 м; ширина расчетная - 16,60 м;
- высота борта - 5,50 м; осадка наибольшая - 3,20 м; высота габаритная от ОП - 16,25 м; экипаж и обслуживающий персонал - 90 чел.;
- автономность по топливу - 15 суток; по прочим видам запасов - 10 суток.